Развитие ребенка до года по месяцам

За первый год своей жизни ребенок учится всему: сидеть, стоять, улыбаться, следить... Каждые родители радуются каждому успеху своего малыша! Есть определенный календарь развития ребенка, по которому вы сможете легче ориентироваться в его новых достижениях.. Но имейте ввиду, что это всё относительно, каждый ребенок индивидуален, развитие по календарю плюс/минус месяц - считается нормой.

За первый год жизни ребенок совершает неописуемо большой скачок в развитии: из совершенно беспомощного существа, новорожденного, он превращается в человека, умеющего самостоятельно ходить, есть, говорить. Давайте же вместе понаблюдаем за этими удивительными изменениями, которые каждый день происходят в жизни ребенка до года.

 

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц

  • Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах;
  • Первая улыбка в ответ на раз­говор взрослого;
  • Пытается поднимать и удержи­вать голову, лежа на животе.

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц

В первый месяц жизни у ребенка проходит период адаптации

В первый месяц жизни ребенок называ­ется новорожденным. Этот период для малыша непростой, ведь он адаптирует­ся к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.

Спит и растет

По сути, 70 % времени первого месяца своей жизни младенец спит, находясь в непрерывном полусонном состоянии, на границе сна и бодрствования, ощущая при этом, что происходит вокруг. Привыкает к новой обстановке В спокойном состоянии ручки и ножки малыша согнуты в суставах и прижаты к туловищу, а в минуты бодрствования беспорядочно двигаются. В это время ре­бенок плохо фокусирует взгляд, но слы­шит хорошо и при резком звуке вздра­гивает и моргает. Постепенно зрение становится все лучше, и уже к третьей неделе малыш уже может задерживать взгляд на неподвижном предмете. Мыш­цы тоже укрепляются, и к концу первого месяца жизни кроха уже может припод­нять головку в положении на животе, удерживать ее несколько секунд и даже поворачивать в стороны.

Врожденные рефлексы новорожденного

К моменту рождения у новорожденного малыша имеются врожденные рефлексы, которые помогают ему адаптироваться в новой среде. Многие из них исчезают в течение первых месяцев жизни (поиско­вый, сосательный, хватательный, пла­вательный, рефлекс ходьбы и другие), но некоторые, например рефлекс чиха­ния, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы и некоторые другие, сохраняются на всю жизнь. Рефлектор­ная деятельность малыша позволяет врачам и детским психологам опреде­лить состояние развития ребенка и его нервной системы.

Нуждается в маминых тепле и заботе 

Многие исследователи говорят о том, что в этот период жизни закладывается базовое доверие к миру, и строится оно на первичной эмоциональной и психологической связи с матерью. Все, что нужно новорожденному — пищу, тепло и безопасность, — малыш получает от мамы. Он питается ее мо­локом, слышит ее голос, стук ее сердца, чувствует родной запах. Благодаря мами­ной близости и поддержке малыш учится адаптироваться к внешнему миру.

Развитие ребенка до года по месяцам - Второй месяц

  • Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см);
  • Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой;
  • Прислушивается к голосу или звучанию предмета - движения затормаживаются;
  • Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.

Развитие ребенка до года по месяцам - второй месяц

Ребенок на втором месяце учится жить по ритмам

У малыша формируется суточный ритм жизни: сон — преимущественно но­чью, бодрствование — днем. Дитя уже узнает мамины прикосновения, голос, эмоционально реагирует на „разговор" с ним. А мама научилась понимать свое­го кроху: почему он плачет, что хочет сказать писком...

Ребенок на втором месяце пытается управлять собственным телом

На втором месяце жизни ребенок, если не спит, практически все время размахи­вает рукам и ногами, еще не умея их кон­тролировать. Но, если вы уложите его на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. На третьем месяце малыш уже неплохо держит голову, лежа на животе и опираясь на предплечья.

Постепенно ребенок учится владеть своими руками: к концу второго месяца начинает приближать их ко рту, сосать палец, а к трем месяцам — рассматри­вать пальчики, потирать глаза и т.д. На третьем месяце жизни этот навык со­вершенствуется: малыш уже в состоянии удерживать в руках предметы и манипу­лировать ими. Увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Ощу­пывает предметы руками, настойчиво тянет их в рот.

В этом возрасте ребенку уже удается сосредоточить взор на предмете, рас­сматривая его. Он провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его.

Ребенок на втором месяце радуется маме и улыбается

На первом месяце жизни малыш все время был недоволен, плакал, улыбался редко и лишь во сне. Со второго месяца у него возникает положительная эмоциональная реакция на мать, первое проявление потребности в общении, так называемый комплекс оживления. Глядя на склоненное над ним мамино лицо, дитя затихает, внима­тельно всматривается, широко раскры­вая глаза, а затем, радостно вскрикнув, размахивает ручками и ножками и... улыбается. Лучезарная, совершенно осознанная улыбка появляется с полутора-двух меся­цев. Это означает, что ребенок оконча­тельно адаптировался и начал получать удовольствие от жизни. Улыбнитесь крохе в ответ!

Развитие ребенка до года по месяцам - Третий месяц

  • Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках;
  • В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления);
  • Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью;
  • Лежит на животе несколько ми­нут, опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову;
  • Поддерживаемый под мышками, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность;
  • В вертикальном положении на ру­ках у взрослого хорошо удерживает голову.

Комплекс оживления ребенка на третьем месяце

На третьем месяце комплекс ожив­ления возникает не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса, в моменты комфорта и удоволь­ствия — при виде маминой груди или бутылочки с молоком, после еды, купа­ния, на показ яркой игрушки, пение или звучание музыки.

Ребенок на третьем месяце подает голос

В ответ на обращенную к нему речь или будучи в хорошем настроении малыш „гулит" — издает тихие короткие глас­ные звуки („э-а-о", „а-о-у").

Развитие ребенка до года по месяцам - Четвертый месяц

  • По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источ­нику звука (к голосу взрослого или зву­чащей игрушке);
  • Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, мно­го двигается (комплекс оживления);
  • Громко смеется, когда с ним заи­грывают;
  • Рассматривает, ощупывает и за­хватывает висящие над грудью игруш­ки;
  • Во время кормления придержива­ет руками бутылку или грудь матери.

На четвертом месяце ребенок изучает окружающий мир

Этот отрезок времени — яркий и эмо­циональный. К концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка. Малыш подолгу пребывает в хорошем располо­жении духа, длительно, певуче и доволь­но громко гулит.

Ребенок на четвертом месяце хочет сидеть

Малышу надоело лежать, ему стано­вится интересен „вертикальный" мир. В 4 месяца он делает первые попытки сесть (напрягая пресс, тянется вперед, просится на ручки), в конце пятого ме­сяца уже сидит при поддержке за одну руку. При поддержке за ручки или под мышки „стоит", переступая ножками. Лежа на животе — приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки. Будьте осторожны! На пятом месяце ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Не оставляйте его одного.

Ребенок на четвертом месяце все слышит и видит

На четвертом месяце жизни зрение ре­бенка постепенно приближается к зре­нию взрослого человека, и малыш при­обретает способность рассматривать предметы на близком расстоянии, начи­нает различать основные цвета и фор­мы. Внимательно следит за важными для него объектами (игрушками, роди­телями), неподвижными и движущимися. Быстро и безошибочно поворачивает­ся к источнику звука, прислушивается. Различает голоса близких. С пятого ме­сяца малыш уже узнает маму на рассто­янии 2-3 метра.

Развитие ребенка до года по месяцам - Пятый месяц

  • Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует);
  • Различает тон, с которым к нему обращаются;
  • Во время бодрствования подолгу певуче «гулит»;
  • Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью;
  • Удерживает в руке погремушку;
  • Подолгу лежит на животе, подни­мая корпус и опираясь на ладони вы­прямленных рук;
  • Поворачивается со спины на жи­вот;
  • Ровно устойчиво стоит при под­держке под мышками.

На пятом месяце ребенок учится первым слогам

Примерно в 5 месяцев ребенок начина­ет произносить первые слоги с губными согласными „м", „б", „п". Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесяч­ного малыша долгожданное „мама", то, скорее всего, он произнесет его неосоз­нанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба.

Ребенок на пятом месяце тренирует пальцы

Формируются первые хватательные дви­жения руки, к пятому месяцу малыш уже может перехватывать игрушку из руки взрослого. Захватывая, притягивая и отталкивая погремушки, дитя учится определять цвет, форму, вес, звуковые свойства предметов.

На пятом месяце жизни ребенок переходит в вертикальное положение

Этот возраст можно считать переход­ным: организм ребенка приспосаблива­ется к новому для него вертикальному положению. Новизна манит ребенка, в результате складывается умение ориен­тироваться в окружающем пространстве. Он открывает для себя новые предметы и учится обращаться с ними. В „иссле­довательскую" работу включаются все органы чувств: зрение, обоняние и вкус.

Развитие ребенка до года по месяцам - Шестой месяц

  • Начинает произносить отдельные слоги;
  • Свободно берет погремушку из разных положений, подолгу с ней занимается;
  • Переворачивается с живота на спину;
  • Передвигается по манежу, пере­ставляя руки или немного подпол­зая;
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

На шестом месяце жизни ребенок сидит и стоит

На шестом месяце малыш уже может си­деть в подушках, не заваливаясь набок, на седьмом — сидит самостоятельно, довольно продолжительное время, со­храняя при этом равновесие, и пытает­ся самостоятельно сесть из положения лежа на спине. На восьмом месяце ма­лыш осваивает и этот навык.

К концу восьмого месяца жизни он уже встает у опоры, приподнимаясь с колен, держась за решетку кроватки или мане­жа. Овладев этим навыком, все так же с помощью опоры, ребенок попробует сделать первые самостоятельные шаги.

Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

  • Подолгу лепечет - повторно произ­носит одни и те же слоги;
  • На вопрос «Где?» (часы, огонек и др.) ищет и находит взором предмет, неоднократно, называемый, постоян­но находящийся в определенном ме­сте;
  • Играя погремушкой, стучит, размахивает ею;
  • Хорошо и много ползает.

Подробнее в статье - Развитие ребенка до года по месяцам - Седьмой месяц

На седьмом месяце жизни ребенок ползает

С шестого месяца ребенок предпринима­ет первые попытки ползания, перемеща­ясь на четвереньках с опорой на ладони. На седьмом месяце он уже виртуозно ползает — быстро и во всех направле­ниях. Любопытству крохи нет предела! Так что заранее побеспокойтесь о его безопасности. Нужно сказать, что не все дети овладевают навыком ползания. Некоторые из них пропускают этот этап, сразу начиная ходить.

На седьмом месяце ребенок вертится

На 6-м месяце жизни ребенок овладел поворотами с живота на спину, и теперь он совершенно самостоятельно может перевернуться во все стороны, практи­чески на 360°. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве

Ребенок на седьмом месяце берет игрушки

Еще одним достижением ребенка ста­новится удивительная способность са­мостоятельно брать игрушки из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выпол­нять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет. На седьмом месяце ручки ребенка ста­новятся все более умелыми, он учится перекладыванию из руки в руку, постуки­ванию, отбрасыванию, притягиванию.

Развитие ребенка до года по месяцам - Восьмой месяц

  • Громко и повторно произносит различные слоги;
  • По просьбе взрослого выполня­ет разученные с ним движения («ла­душки», «до свиданья», «дай ручки» и т.д.);
  • Во время бодрствования занима­ется с игрушками долго: рассматри­вает, постукивает игрушкой об игруш­ку и т.д;
  • Сам садится и ложится (из сидя­чего положения);
  • Придерживаясь руками за барьер сам встает, стоит и опускается;
  • Переступает, держась за барьер;
  • Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке;
  • Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Ребенок на восьмом месяце играет с пирамидкой

На восьмом месяце жизни малыш уже может совершать „прямые" и „обрат­ные" действия с предметами. Например, складывать шарики в миску и рассыпать их; снимать и надевать кольца на пи­рамидку, складывать кубики „кучкой" и раскидывать их и т.д.

На восьмом месяце жизни ребенок лепечет по слогам

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни является овладение слоговой речью (лепетом). Если к концу пятого месяца малыш гу­лил, радуя вас руладами гласных звуков типа „ауа", „уау", „ау", „иоа", то теперь вы четко слышите: „вау-вау-вау" или „бу-а-а", „бу-бу-б", „ва-ва-ва", „м-м-ма". Малыш подолгу и с азартом лепечет, повторяя в лепете одни и те же слоги.

Ребенок на восьмом месяце узнает предметы

Малыш уже может узнать свои игрушки с разного расстояния и под разным уг­лом зрения, ориентируясь на их внешние признаки: величину, форму, цвет, поло­жение в пространстве. На седьмом месяце жизни на вопрос „Где?" ребенок легко находил взглядом названный взрослым предмет. На тот же вопрос восьмимесячный малыш смо­жет указать на предмет пальчиком.

Ребенок на восьмом месяце играет с мамой

К концу восьмого месяца жизни у ребен­ка складывается сильная эмоциональ­ная привязанность к маме. Малыш готов проводить с ней каждую секунду своей жизни, старается подражать простым действиям — играм в ладушки, до сви­дания, прятки, ку-ку и т.д. Такие дейст­вия можно назвать не только игрой, но и общением, даже деловым сотрудни­чеством, в котором оба партнера прини­мают равное участие.

Развитие ребенка до года по месяцам - Девятый месяц

  • Подражает взрослому - повто­ряет за ним слоги, которые имелись в его лепете;
  • На вопрос «Где?» отыскивает не­сколько знакомых предметов, неза­висимо от их местоположения;
  • Знает свое имя - оборачивается на зов;
  • С предметами обращается по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжима­ет и разжимает резиновую игруш­ку;
  • Переходит от одного предме­та к другому, слегка придерживаясь за них руками;
  • Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придержи­вая ее руками.

На девятом месяце ребенок становится крепче

Организм ребенка в целом уже подго­товлен к передвижению „на своих дво­их". Окреп его костно-мышечный скелет, сердечно-сосудистая и пищеварительная системы тоже приспособились к действу­ющей вдоль оси тела силе тяжести.

На девятом месяце ребенок делает первые попытки ходить

На девятом месяце (у некоторых детей этот этап может случиться чуть позже) ребенок начинает интенсивно овладе­вать ходьбой. Движения при ходьбе у него пока неуверенные, он часто па­дает, но продолжает свои попытки вновь и вновь. Во время передвижения малыш де­ржится за опору (стенку, бортик манежа, мебель), а если опоры нет — ползет.

Развитие ребенка до года по месяцам - Десятый месяц

  • Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги;
  • По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку;
  • Отвечает на заигрывания «догоню- догоню», на слово «ку-ку» натягивает на лицо материю, «сорока-ворона» подставляет ладошку и т.д.;
  • Играя самостоятельно, проделы­вает разученные действия с предме­тами, подсказанные их свойствами, например, вынимает и вкладывает, открывает и закрывает;
  • Входит на горку 3-4 ступеньки, держась за перила.

Ребенок в десять месяцев учится играть и подражать

Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, подражать его действиям. Ему интересно, как взрослые пользуются окружающими предметами и какие при этом испытывают чувства.Малыш начинает почти зеркально копировать взрослых и отражать быто­вые ситуации и поступки. Подражатель­ная способность ребенка помогает ему научиться пользоваться ложкой, пить из чашки, класть головку на подуш­ку и т.д. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

У ребенка на десятом месяце развивается мелкая моторика

Ребенок может  брать предметы двумя пальчиками, собирает разбросан­ные игрушки, достает игрушки из ящи­ка. Разъединяет и соединяет отдельные части предмета, собирая пирамидки, кубики, кольца во что-то целое, или, на­оборот, разбрасывает их.

На десятом месяце ребенок понимает обращенную к нему речь

Говорит отдельные слова: „папа", „мама", „дядя" и другие. Выполняет простые просьбы взрослых, хорошо по­нимает запрещающие слова, знает на­звания многих предметов, частей тела, выполняет несложные просьбы. Его ак­тивный словарный запас значительно увеличивается. Многие малыши с удовольствием и по­долгу имитируют беглую речь, произнося бессмысленные слоги, интонированные на „взрослый" манер.

Развитие ребенка до года по месяцам - Одиннадцатый месяц

  • Употребляет первые слова обо­значения (ав-ав, кис-кис, дай);
  • Некоторые слова в речи взросло­го начинают приобретать обобщен­ный характер (на вопрос «Где киса?» приносит и дает разных - плющевую, меховую, резиновую;
  • По предложению взрослого вы­полняет разученные действия с сю­жетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки);
  • Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один ку­бик на другой, разбирает и собирает пирамидку.

На одиннадцатом месяце жизни ребенок - исследователь

Он стремится к самостоятельности. Значительно возрастает самостоятель­ность ребенка. Карапуз помогает при одевании, ходит, ест самостоятельно. Увеличивается время бодрствования малютки с 2 часов (как было в пери­од от 6 до 9 месяцев) до 2,5-5 часов. Вы почувствуете, что у ребенка возника­ет потребность проявлять все большую и большую активность.

На одиннадцатом месяце ребенок совершенствует навыки ходьбы

К11 месяцам ребенок начинает самосто­ятельно ходить, хотя еще часто падает. От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два. В случае необходимости малыш приседает, что­бы поднять упавшую игрушку, а потом встает.

На 12-м месяце он уже будет ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и вовсе без нее, совер­шенно самостоятельно.

Ребенок на одиннадцатом месяце начинает играть куклой

В этом возрасте ребенок учится играть с образной игрушкой (куклой, собачкой, мишкой и т.д.). Кукла для малыша — его второе я. Игровые сценки передают не только действия ребенка (разговари­вает, ест, пьет, спит), но и отражают его эмоциональный мир (плачет, смеется, радуется, сердится, боится, веселится, грустит). На 11-м месяце жизни меняется и роль картинки в развитии малыша. Теперь уже в плоскостном книжном изобра­жении дитя узнает знакомые игрушки: собачку („гав-гав"), куклу („ляля"), уточку („га-га").

Развитие ребенка до года по месяцам - Двенадцатый месяц

  • Легко подражает новым слогам;
  • Употребляет около 10 слов;
  • Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, раз­ученных действий и знает имена не­скольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.);
  • Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету);
  • Пьет из чашки, сам держит ее.

На двенадцатом месяце жизни ребенок говорит первые слова

Важнейшая линия развития ре­бенка в этот период — речь. Вы заме­тите, что малыш стал издавать такие голосовые рулады, которые раньше у него не получались. Дитя как будто экспериментирует, тренирует артикуля­цию, явно получая удовольствие от этих повторений. Появляется способность к речевому подражанию.

Теперь ребенок вслед за взрослым с ходу повторяет наиболее легкие ле- петные слова-обозначения (например, „ав-ав" — собачка, „га-га" — уточка, „кис-кис" — кошка и т.п.). Вы заметите, что малыш готов запоминать название каждого интересующего его предмета. Вполне сознательно он говорит первые слова, иногда повторяет простые фразы типа „Баба, иди".

Почти годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь и узнает предметы

Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Дитя реагирует на про­сьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: найти, принести, дать, положить на место и т.п. Знает слово „нельзя". Запоминая названия предме­тов, малыш учится обобщать предметы, находя их среди знакомого множества (куклы, мячики, машинки и т.д.), узнает знакомые игрушки на картинке.

Годовалый малыш ориентируется сре­ди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбира­ет кольца из груды кирпичиков и т.п. Теперь, если кроха хочет, чтобы мама подала ему игрушку, он указывает рукой на желаемый предмет (раньше малыш просто разражался плачем, ведь мама не всегда могла понять, что именно нуж­но ребенку). Карапуз запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).

Развитие ребенка до года по месяцам в картинках

razvitie_rebenka_do_goda

Развитие ребенка до года по месяцам в таблицах

 123456789101112
38.Вместо плача указывает на желаемый предмет          ОКОК
37.Осознанно использует слова "мама" и "папа"         ОКОКОК
36.Идет самостоятельно          ОКОК
35.Идет с поддержкой       ОКОКОКОКОК
34. Начинает ползать       ОКОКОКОКОК
33.Берет предмет большим и указательным пальцем       ОКОКОКОКОК
32.Кладет кубик в коробку      ОКОКОКОКОКОК
31.Стучит однимtext-align: justify; предметом о другой      ОКОКОКОКОКОК
30.Ищет спрятанную игрушку      ОКОКОКОКОКОК
29.Самостоятельно садится      ОКОКОКОКОК 
28.Играет в "прятки"      ОКОКОКОК  
27.Различает чужих и близких      ОКОКОКОК  
26.Пытается копировать речь взрослых      ОКОКОКОКОКОК
25.Пытается встать на ноги     ОКОКОКОКОКОКОК
24.Произносит отдельные слоги (ба-ба, га-га)     ОКОКОКОКОКОКОК
23.Берет в руку крошечный предмет (напр. хлебную крошку)     ОКОКОКОКОК  
22.Устойчиво сидит (когда сажают)     ОКОКОКОК   
21.Пытается дотянуться до удаленного предмета     ОКОКОКОК   
20.Сопротивляется, когда забирают игрушку    ОКОКОКОКОКОК  
19.Сам ест печенье     ОКОКОК    
18.Может держать 2 кубика из 3х    ОКОКОКОКОКОК  
17.Ищет выпавший из рук предмет    ОКОКОКОК    
16.Перекладывает предмет из руки в руку    ОКОКОКОК    
15.Хватает и удерживает в руке кубик   ОКОКОКОК     
14.Пробует игрушки на "вкус"  ОКОКОКОК      
13.Тянет ручку к погремушке  ОКОКОКОК      
12.Поворачивает голову на звук  ОКОКОКОК      
11.Поворачивает голову вслед движению предмета ОКОКОКОК       
10.Переводит взгляд с одногообъекта на другой ОКОКОКОК       
9.Раскачивается на руках, лежа на животе ОКОКОКОК       
8.Поднимает голову, лежа на животе ОКОКОК        
7.Отвечает улыбкой на обращение к нему ОКОКОК        
6.Гулит ОКОК         
5.Следит за движущимся вертикально предметом ОКОК         
4.Одновременно машет руками и ногами ОКОК         
3.Рефлекторно хватает кольцоОКОКОК         
2.Реагирует на звон
колокольчика
ОКОКОК         
1.Следит за
движущимся горизонтально предметом
ОКОК          

 

Развитие ребенка до года по месяцам - Ежемесячная прибавка роста и веса

ВозрастСредняя прибавка в ростеСредняя прибавка в весе 
1 месяц3 - 3,5 см.750 г.
2 месяца 3 - 3,5 см.750 г.
3 месяца 3 - 3,5 см.750 г.
4 месяца2,5 см.700 г.
5 месяцев2,5 см.700 г.
6 месяцев2,5 см700 г.
7 месяцев1,5 - 2 см.550 г.
8 месяцев1,5 - 2 см.550 г.
9 месяцев1,5 - 2 см.550 г.
10 месяцев1 см.350 г.
11 месяцев1 см.350 г.
12 месяцев1 см.350 г.